Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ работают с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
В МАДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» в настоящее время из двенадцати групп функционирует семь групп, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад оснащен объектами окружающего пространства для создания безбарьерной среды: выполнены работы по благоустройству прилегающей территории, оборудован отдельный вход, установлен пандус с перилами. На входе в здание размещена информация об организации, надпись которой для инвалидов по слуху и зрению дублирована рельефно-точечным шрифтом Брайля. На входе установлен тактильно-контрастный указатель. В здании (в коридорах, возле кабинетов) установлены предупреждающие и направляющие тактильно-контрастные указатели, информация о назначении зоны, а также план эвакуации, которые также выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Внутри детского сада размещены понятные знаки навигации, установлены звуковые средства информации.
В детском саду установлена связь с региональным диспетчерским центром связи для инвалидов, размещена информация о возможности связи для предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика). Ответственное лицо, отвечающее за получение консультации сурдопереводчика диспетчерского центра связи для инвалидов по слуху – заместитель заведующего по ВМР Колосова О.Е., тел. 4-45-24.
Официальный сайт детского сада оснащен версией для слабовидящих.
Материальная база МАДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации коррекционного, психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:
- сенсорная комната оснащена как развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения психолого-педагогического обследования;
- спортивный зал оснащен тренажерами и оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий лечебной физкультурой;
- в группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий материал.
Уделяется также большое внимание организации двигательного режима на свежем воздухе. На территории имеется спортивно-игровое оборудование.
Используются специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, сухой бассейн, много практического материала: набор Фребеля, световой столик для рисования песком, домики, столики.
Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли. Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Мы помогаем нашим ребятишкам социализироваться и через большой спектр воздействия музыки, интересно и доступно обогащая их внутренний мир. В тесном взаимодействии с воспитателями музыкальный руководитель широко использует детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения.
На занятиях по логоритмике, которая помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с синдром Дауна и Сенсорной Алалией (регулировка мышечного тонуса, приобретение опыта точной и согласованной работы всей мышечной системы, развитие слуха, голоса, внимания и памяти).
Психолого-педагогическое и коррекционное сопровождение, организованное в детском саду, ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.
О специально оборудованных учебных кабинетах
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
О специальных условиях питания
О специальных условиях охраны здоровья
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МАДОУ отсутствует общежитие и интернат.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ отсутствует общежитие и интернат